Когда начинается подготовка кадров? Со школьной скамьи!
В любом деле от мала до велика (от малого бизнеса до управления государством) важна не только сама идея, но и её конкретная реализация. Придумать что-то дельное — это важно, но не менее важно — воплотить это в жизнь. Это простое «воплотить в жизнь» есть исключительная прерогатива грамотных специалистов: от непосредственных исполнителей до управленцев.
Важный момент: управленческое звено не должно быть оторвано в плане знаний и понимания дела от звена исполнительного. (Как построить дом, если прораб не строитель?) Профессионалы своего дела нужны всегда и везде, а в условиях стремительного технического и технологического прогресса важен не только профессионализм сам по себе, но также заинтересованность в изучении нового из других областей знаний и применение этих знаний на практике в синтезе с уже имеющимися навыками.
За реальными примерами далеко ходить не надо.
Примеры смежных наук: биоинженерия, кибернетика, эконофизика, бизнес-информатика и т. д.
Примеры по роду деятельности: программирование микроконтроллеров для станков, производящих комплектующие для нужд тяжёлой промышленности; проектирование различных экспертных систем, применяемых в дальнейшем, например, для качественного улучшения продуктов/услуг; производство медицинской техники и т. д.
Очевидно, со временем потребность в высококвалифицированных кадрах будет только расти, но где брать специалистов, которые бы стремились к новому и любили свою работу? В теории эту потребность могут обеспечить вузы по направлениям. Но всегда ли люди, отучившиеся по специальности, идут работать именно по специальности? Если же трудятся по ней, то всегда ли любят свою работу? Риторические вопросы, не так ли?
А может, будущих профи нужно примечать и готовить намного раньше? Например, можно с младших классов школы отмечать детей в плане «к каким наукам есть стремление», но с каждым годом корректировать общую картину по каждому ученику. Для этого варианта потребуется база данных на каждого учащегося каждого школьного учреждения, на основе которой реально будет выделить не только тех, у кого стремление только к одной дисциплине, но и тех, кто тянется к нескольким наукам (и это очень важно).
Тут возникает резонный вопрос: «Достаточно ли просто вести статистику успеваемости и предпочтений в обучении?» Несомненно, статистику вести необходимо, хотя мера сия будет иметь экстенсивный (т.е. поверхностный) характер.
Если есть экстенсивные методы, то должны быть и интенсивные. Итак, представим реальное существование системы сбора и анализа предметных предпочтений каждого ученика. Как улучшить систему? Как подстегнуть тягу как к техническим, так и гуманитарным наукам (в любом обществе нужны как специалисты-гуманитарии, так и высококлассные технари) у учащихся школ?
Тут необходимо активное вмешательство в образовательный процесс, например, в виде регулярного проведения специализированных выставок в таком виде, чтобы каждый ученик имел возможность задать вопросы (и получить исчерпывающие ответы), воочию наблюдать работу выставочных образцов (если выставка связана с техникой) и даже вмешиваться в их работу, если это позволяет техника безопасности.
Касательно самих экспонатов выставок — они должны включать в себя не только современные образцы, но именно достижения науки и техники в разрезе истории. Такой подход позволит «сконструировать» в умах представление о развитии научной мысли, поможет выбрать будущую профессию и дополнительно увеличит интерес к исторической науке (весьма приятный бонус для любого общества).
Выставка — это только полдела, т.к. в таких мероприятиях нет полноценной обратной связи. Обратную же связь реально получить посредством организации параллельного функционирования своеобразных групп по интересам (например, авиамоделирование, робототехника и т. д.) для каждой школы с обязательным участием государства и бизнеса (важный момент — не должно быть никакого имущественного ценза). В таких кружках каждый участник получит возможность показать свой творческий потенциал и, возможно, заинтересовать будущего работодателя (государство или конкретную компанию).
Всё новое — это хорошо забытое старое, не находите? Нужно только адаптировать хорошую идею к современным условиям…