Отпустите ребёнка в библиотеку! Желание читать не вернуть?
Как-то случайно я явилась свидетелем такого диалога между классным руководителем и учеником младших классов во время экскурсии в Детскую библиотеку. «Я вот эту книгу возьму», — обращается ребёнок не к библиотекарю, а к учителю. Она: «Зачем тебе это надо? Её еще надо приходить возвращать. Пойди, положи». Печально.
Наверно, если бы малыш обратился не к педагогу, а к библиотекарю — лицу, заинтересованному в выдаче книг, он бы получил положительный ответ. Ведь пришли ребята в библиотеку, умеют читать, значит и книгу имеют право взять. На то она и Детская библиотека. Но все случилось так, как случилось. Почти никто из этого класса ничего не взял домой почитать. А почему?
Ах, да! Книгу «еще надо приходить возвращать». А это целое дело. Идти после уроков или просить родителей отвезти, если далеко. А разве не для того мы и приходим в эту самую библиотеку, чтобы брать, читать и возвращать? Цель существования у этой организации такая. Или же педагог, что привел детей, приветствует чтение с экрана компьютера или телефона? Если вообще приветствует.
В век компьютерных технологий книге все-таки отведена определённая роль. Как бы мы ни старались, а бумажные носители существовали и будут существовать в нашей жизни, и тем более, в жизни наших детей. Не каждый родитель позволит своему ребёнку электронную книгу.
Нет, здесь вот где собака зарыта. Дошкольник, взявший домой маленькую, тоненькую книжонку, дозволенную его возрастом, конечно, несёт за неё ответственность. Но также за невозврат книги в случае чего спросят и классного руководителя, приведшего детей. Вот если маленький читатель придет с мамой или самостоятельно запишется в библиотеку, это другое дело. Здесь учитель умывает руки. Он лишь будет передавать ребёнку просьбы библиотекаря вернуть книгу, если появится задолженность.
Но скорее всего, ребёнок больше не придет. Это было его первое знакомство с большим миром книг, которое прошло так неудачно. Первую попытку самостоятельно выбрать понравившуюся книгу пресекли на корню. Ему незачем приходить ещё раз, чтобы сдать литературу и взять вновь, нет мотивации, нет повода. Момент превращения ребёнка из посетителя в пользователя библиотеки потерян. А хорошо подумав, несостоявшийся читатель поймет, а так ли это ему нужно? Дома есть Интернет, кое-что для уроков литературы можно взять в сокращенном варианте в школьной библиотеке, а для души…
Мы все стремимся, чтобы наши дети читали, развиваем в них культуру чтения, советуем хорошие детские произведения. Вспомните Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, сказки С. Маршака и К. Чуковского. Как же без этих произведений воспитать достойного, доброго человека? Наша страна и так не самая читающая в мире. Мы буквально заставляем детей читать, для того чтобы развиваться, уметь грамотно и правильно говорить и писать.
И если дошкольника или ученика младших классов ещё можно привести в библиотеку, заинтересовать, уговорить, то с ребятами постарше дело обстоит сложнее. Читают они иногда лишь то, что задано в списке по литературе на лето, вздыхая и морщась. Но на вопрос «Ваш ребёнок читает?» родители гордо отвечают: «Да, конечно, комиксы!» Ну что ж, комиксы тоже состоят из слов и предложений. Главное, чтобы ребёнку было интересно перелистывать страницы, следя за сюжетом.
Но зачастую именно родители подавляют интерес к чтению:
— У нас же есть похожая дома книга, зачем тебе брать эту? — Нет, в Читальный зал сегодня некогда, давай в другой раз. — Одной книги хватит, всё равно плохо читаешь. Игнорируя желания ребёнка, относясь к нему легкомысленно и несерьезно, мамы и папы оказывают себе медвежью услугу. Может быть, просто потому, что не воспринимают желания ребёнка всерьез, а может быть, и правда нет времени на посиделки в Читальном зале. Вот и всё. Что требовать от маленького читателя, если большой не видит смысла в этом занятии?