Филиппа Грегори, «Наследство рода Болейн». Каково быть английской королевой?

Может ли писатель приоткрыть для читателя мир в другую эпоху и насколько хорошо это получается у Филиппы Грегори? Разбираемся на примере её книги «Наследство рода Болейн».

События данного произведения переносят нас в Англию времён Генриха VIII. Сюжет «Наследства рода Болейн» охватывает недолгий, но насыщенный для королевского двора период. Он начинается с прибытия в Англию Анны Клевской. Но нельзя с определённостью сказать, что именно она является главной героиней этой книги. Дело в том, что повествование ведётся от лица трёх женщин.

Анна Клевская — жена Генриха № 4.

Джейн Болейн — золовка Анны Болейн (жены № 2), а по совместительству придворная дама.

Екатерина Говард — жена Генриха № 5.

Книга построена в виде чередующихся записей главных героинь, которые часто перекликаются друг с другом. Они пишут о своём стремительно меняющемся положении при дворе, о короле, о текущих событиях и о друг друге.

Видимо, для большей убедительности автор перед каждой записью указывает дату и место «написания». Не возникает сомнений в том, что Грегори хорошо изучила эту эпоху, прежде чем начать писать книгу, но в голову всё равно закрадывается вопрос (а избавиться от него непросто, даже невзирая на высокое мастерство автора!): а что если они были другими? Всё-таки это очень смело — писать от лица реальных исторических личностей один на троих их личный дневник. Что если Китти Говард не была наивной дурочкой, пересчитывающей свои платья и чепцы? Что если Джейн Болейн не была настолько меркантильна и расчётлива?

В начале чтения произведение может показаться не особенно захватывающим. Главные героини выглядят на страницах довольно плоско и упрощённо. Анна полна решимости стать «хорошей королевой», Екатерина озабочена своим гардеробом, а Джейн рассыпается в сентиментальных воспоминаниях о муже и его сестре… Но постепенно сюжет набирает обороты, а в тексте появляется всё больше признаков скорых перемен в жизни каждой из героинь.

Три женщины, происходившие из знатных семей, имевшие связи и влияние, оказались не особенно счастливы, когда судьба свела их с одним из самых выдающихся монархов того времени. Каждая стала при дворе безвольной марионеткой и лишь играла отведённую ей роль. Король решил их судьбу по своему разумению.

Безусловно, Анна Клевская оказалась в большем выигрыше по сравнению с остальными. Чем она отличалась от Екатерины и Джейн? Обстоятельства сложились таким образом, что при всём желании быть безупречной, ей удалось остаться в некоторой степени странной иностранкой, которая в любой момент могла притвориться, что не понимает английскую речь. Ей удалось скрыть свой ум. Она тщательно следила за своей репутацией, не давая повода для малейшей обоснованной сплетни. А что касается необоснованных сплетен… Иногда так и хочется воскликнуть: «Ну, не сиделось вам дома спокойно…» И ведь действительно, несмотря на трагичность истории, нельзя отрицать, что всем героиням (правда, в разной степени и при разных обстоятельствах) хотелось на трон или поближе к нему. Вот и обожглись, каждая в меру своего тщеславия.

Конечно, по-настоящему мы их никогда не узнаем и можно бесконечно строить догадки и предположения об их поступках. Но стоит признать, что по таким произведениям история запоминается гораздо лучше, чем по скупым данным учебников и энциклопедий. Филиппе Грегори удалось сделать повествование притягательным, «оживить» обитателей исторических хроник и приблизить их к читателю насколько это возможно. Осталось только открыть книгу!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: