«Мастер и Маргарита». Как М. Булгаков показал христианство?
«Мастер и Маргарита» — венец творчества М. Булгакова. Но венец скорее терновый — признание роман получил не сразу. Коммунистическая верхушка советской власти не могла смириться с тем, что злом в произведении является не объявившийся в Москве дьявол, а обычные люди, обременённые строительством коммунизма и «испорченные квартирным вопросом».
Но времена меняются и нынешней властью роман обласкан и даже включён в школьную программу. А вот в стане христиан до сих пор идут споры — стоит ли роман прочтения. За что же товарищи православные обиделись на Булгакова?
Во-первых, всё тот же сатана Воланд. Он не сгусток зла, достойный исключительно презрения. Он справедливый судья, и у читателя волей-неволей возникает симпатия к харизматичному старику. А по основным постулатам церкви это недопустимо. Какая симпатия к падшему ангелу?
Во-вторых — сам Иешуа. Да-да, с первого взгляда кажется, что это чистый прототип Иисуса. И совпадений действительно много. Но расхождения, которые может заметить внимательный читатель, не оставляют шанса аналогии. Иешуа не особо-то и признаёт своего ученика. «Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил», — сообщает он о пергаменте Матвея, называющего себя учеником пророка. Опять же непростительная для православного человека трактовка. В то же время, соглашаясь с мнением прокуратора, он отказывается от своих слов. Иисус, отказавшийся от того, что он проповедовал? Никогда! Иначе рушится вся система христианства.
В-третьих, система необходимости, а скорее неотвратимости зла, к которой приходит автор. Тень, с которой Воланд сравнивает зло, получается только благодаря свету. И искоренить её можно, только уничтожив свет. В системе непримиримости бога и дьявола, лежащей в основе Библии, такой взгляд, опять же, невозможен.
Интересна мысль, к которой приходит Булгаков: всё учение Матвея — далеко не то, чему учил Иешуа. Если всё же провести аналогию с реальной жизнью, то можно предположить, что автор считает христианство тупиковой ветвью развития мысли Иисуса. Естественно, христиане не могут ему этого простить.
Да и загробная жизнь представлена абсолютно не по христианским представлениям — каждый получает то, чего ждёт. Так, Мастер и Маргарита после смерти на земле обретают спокойную жизнь, которую они заслужили своими страданиями. А Берлиоз получает вечный покой и пустоту — именно такую загробную жизнь представлял себе ярый атеист.
Но всё же основной удар приходится на советское государство — а враг моего врага, как известно, мой друг. Это самый простой закон войны. Пусть даже только идеологической. И в то же время философский посыл романа настолько силён, что пройти мимо него — преступление. Вот верующие и мечутся, не зная, как реагировать на роман. Философия и качественный юмор, направленный против общего врага, стоят вместе с изменённой историей пришествия божьего сына.
Мистический роман, как ни странно, прекрасно описывающий все реалии тех дней, всё же обязателен к прочтению. Христианин вы или мусульманин. Атеист или буддист. А классику, тем более такого прекрасного философа, читать нужно. Можно соглашаться с Булгаковым или спорить с ним и не принимать доводы. Но читать — обязательно.