Звезда Давида: мистическое значение и применение в качестве талисмана


Официальный еврейский символ и амулет от демонов, щит Давида и печать Соломона, декоративный орнамент в храме Вакха и вывеска для пивной

Автор Дильшат Харман

Сегодня шестиконечная звезда, известная под названиями «щит Давида» (магендавид) или «звезда Давида», считается прежде всего символом евреев, но этой традиции меньше двухсот лет. Гексаграмма Звезду с шестью углами, образованную дву­мя наложенными друг на друга равносто­рон­ними треугольниками, также называют гекса­граммой: от др.-греч. ?x — «шесть» — и grammi — «черта, линия». как орнамент или маги­ческий символ встречается у мно­гих народов начиная с древнейших времен, и ничего специфически еврейского в ней изначально не было.

Декоративный орнамент и купеческие клейма

1 / 3

Гексаграмма с полумесяцем в середине. Мозаичный пол монастыря Святого Евфимия. Израиль, VIII векCC BY 2.0 / Zeev Barkan

2 / 3

Шестиконечная звезда в храме Вакха. Баальбек, Ливан, II векCC BY 2.0 / Zeev Barkan

3 / 3

Шестиконечная звезда — декор синагоги в Капернауме. Первая половина VI векаWikimedia Commons

Археологи находили шестиконечные звезды и на минойском Крите, и в ха­наанском Гаваоне Гаваон — древний город, существовавший еще до завоевания евреями Земли обето­ванной. Находится в 10 км к северо-западу от Иерусалима., и на греческом острове Эгина, и у этрусков, и в Помпеях. Первым извест­ным нам евреем, использовавшим этот знак, был некий Иегошуа бен Асаяху, живший в Сидоне Сидон — древнее название ливанского города Сайда. в VII веке до н. э.: до нас дошла его печать с шестиконечной звездой. Хотя таких материальных свидетельств много, никаких современных им текстов, объясняю­щих значение звезды, не сохрани­лось. Гексаграмма могла быть и простым декора­тивным элементом, и астроно­ми­ческим символом, и защит­ным магическим знаком, и даже купе­ческим торговым клеймом. В любом случае ее изображение не было чем-то исключи­­тельным: в капернаумской синагоге, построенной в VI веке, она используется как орнамент наряду с пятико­нечной звездой и даже свастикой.

Использование в качестве еврейского символа

  • Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул в 1817 году, включило Маген Давид в свой фамильный герб.

Герб семейства Ротшильдов

(шестиконечная звезда в верхней части слева)

  • Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг».

Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом.

Жёлтая звезда Давида

Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у политических — красный, у эмигрантов — синий, у гомосексуалистов — розовый, у лиц, лишённых права на профессию — зелёный, у т. н.»асоциальных элементов» — чёрный и т. д.

  • В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан.

  • Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос, с белой полосой посередине служил эмблемой еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
  • После создания Государства Израиль, было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага.

Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердила его 28 октября 1948 года. Так голубая Звезда Давида стала символом Государства Израиль. В то же время, в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема — Менора, образ храмового светильника.

Флаг Израиля

  • В 1930 году в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи, аналог Красного Креста в христианских и Красного Полумесяца в мусульманских странах. По этой причине красный Маген Давид был выбран в качестве эмблемы и названия этой организации («Маген Давид Адом»).

Красный Маген Давид и Красный кристалл.

  • Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида.

Другие страны

Синагога в Карлсруэ в форме Маген Давида

с высоты птичьего полёта

  • Государственные символы США содержат Шестиконечную Звезду в разных модификациях, например Большая печать США.
  • Звезда Давида изображена на гербах немецких городов Шер и Гербштедт, а так же украинских Тернополя и Конотопа.
  • Три шестиконечные звезды изображены на флаге Бурунди. Они олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс.».

Один из раввинов, отвечая на следующие вопросы:

«Имеет ли Маген-Давид или гексаграмма какое-либо отношение к царю Давиду? В чем тайный смысл этого знака? Когда он стал специфически еврейским символом? Является ли он кабалистическим знаком?», объясняет:

«Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. В Индии он использовался еще задолго до того, как появился на Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню – черный камень Кааба – из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.. Причина тому – тема для специального исследования. Однако уже неоднократно отмечалось, что не только в России, но и во многих других странах люди, которые считаются неевреями, на поверку оказываются в той или иной мере причастными к народу Израиля. Например, на могиле матери рок-звезды первой величины Элвиса Пресли изображен маген-Давид.

Подлинно еврейским символом во все века была маген-Давид – храмовый светильник; кроме того, она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение – еврейское.

Гексаграмма, в отличие от Меноры, стала еврейским символом сравнительно недавно, и широкое ее распространение объясняется стремлением евреев найти простой символ для иудаизма, подобный принятым у других религий. Когда же в массовом сознании она стала специфическим еврейским атрибутом, нашлось много желающих религиозно и мистически осмыслить ее использование.

В конце XVII в. еврейские кабалисты трактовали гексаграмму как «щит сына Давида», то есть Машиаха. Однако в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах.

Интересно, что в качестве амулета или детали орнамента гексаграмма появляется не только на мусульманских кладбищах, ее можно встретить и на могилах русских дворян XIX столетия

В средние века гексаграмма чаще встречается в христианских церквях, нежели в синагогах. Более того, почти все документы говорят, что применение гексаграммы в раннем периоде было ограничено «практической каббалой», т.е. еврейской магией, ведущей своё происхождение, по-видимому, с 6-го века н.э. В некоторых легендах шестиконечная звезда связывается с «печатью Соломона» – волшебным перстнем с печаткой, благодаря которому царь Соломон мог управлять демонами и духами. Считается, что на перстне Соломона было вырезано четырёхбуквенное Имя Всевышнего – Тетраграмматон, но на средневековых амулетах, имитирующих печать Соломона, как правило изображалась шести- или пятиконечная звезда в окружении ревущих львов, что символизировало Имя Бога.

Люстра в синагоге

Звезда на этих амулетах обычно называлась «печать Соломона». Помимо кольца царя Соломона известны также средневековые еврейские каббалистические тексты, в которых упоминается магический щит царя Давида, защищавший его от врагов. В этих текстах говорится, что на щите Давида были начертаны 72 буквы, составляющие Имя Всевышнего, либо имя Шаддай, либо имена ангелов. По легенде, этот щит впоследствии оказался у Иуды Маккавея.

Некоторые учёные предпринимали попытки проследить Звезду Давида во времена царя Давида, восстания Бар Кохбы (Сын Звезды) и каббалистов, особенно, Ицхака Лурье, жившего в 16-м веке, однако, никаких доказательств, которые свидетельствовали бы о столь раннем происхождении этого символа, как именно еврейского, не обнаружили. Более того, почти все документы говорят, что применение гексаграммы в раннем периоде было ограничено «практической каббалой», т.е. еврейской магией, ведущей своё происхождение, по-видимому, с 6-го в.н.э.

В каббале два треугольника символизируют свойственную человеку дуальность: добро против зла, духовное против физического и так далее. Треугольник, направленный острием вверх, символизирует наши добрые дела, которые поднимаются на небеса и вызывают поток благодати, нисходящий обратно в этот мир (что и символизирует треугольник, направленный вниз). Иногда Звезду Давида называют Звездой Творца и связывают каждый из ее шести концов с одним из дней недели, а центр – с субботой. В каббале два треугольника символизируют свойственную человеку дуальность: добро против зла, духовное против физического и так далее. Треугольник, направленный острием вверх, символизирует наши добрые дела, которые поднимаются на небеса и вызывают поток благодати, нисходящий обратно в этот мир (что и символизирует треугольник, направленный вниз). Иногда Звезду Давида называют Звездой Творца и связывают каждый из ее шести концов с одним из дней недели, а центр – с субботой.

Каббалист Исаак Арама, живший в 15 веке, утверждал, что на щите Давида был начертан в форме меноры 67-й Псалом, известный как «Псалом Меноры», поскольку он состоит из семи строк, не считая вводную строку. Другая легенда гласит, что на щите была вырезана шестиконечная звезда, у вершин которой были начертаны шесть свойств Всевышнего, упоминаемых пророком Исайей: «И снизойдёт на него Дух Господень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знаний и боязни Господа». Со временем символ меноры на щите Давида был заменён в народных легендах шестиконечной звездой, а печать Соломона стала ассоциироваться со звездой пятиконечной. Гексаграммма также воспринималась как мессианский символ, поскольку, как считалось, была связана с царём Давидом – предком Мессии.

Накануне субботы немецкие евреи часто зажигали медный светильник в форме звезды, который они называли Judenstern – еврейская звезда. Здесь наблюдается определённая связь между шестиконечной звездой и мессианской эрой, провозвестником которой является шаббат. По этой же причине шестиконечная звезда пользовалась большой популярностью среди последователей Шабтая Цви, выдававшего себя за Мессию (17-й в.). Еврейские мистики и чудотворцы чаще всего выбирали шестиконечную звезду в качестве охранного знака от злых сил, помещая его на мезузах и амулетах.

В книге еврейского философа, историка религии и мистики Гершома Шолема, опубликованной через 27 лет после его смерти, исследователь еврейского мистицизма высказал предположение, что звезда Давида, которую, как известно, принято считать древнейшим еврейским символом, на самом деле является магической эмблемой, которая стала почитаться у евреев только в XIX веке.

Свято-Троицкий собор МП Санкт-Петербурга

Храм Христа Спасителя в Москве – главный храм МП

Универсальным еврейским символом он становится только с 1354 года, когда чешский король Карл IV даровал еврейской общине Праги привилегию иметь свой флаг: флаг был красным, а на нем изображался «щит Давида». Евреи Праги видели в этом знаке символ древнего величия, когда царь Давид будто бы носил гексаграмму на своем щите. Эта эмблема широко изображалась на пражских синагогах, книгах, религиозной и бытовой утвари.

Как декоративный элемент, «щит Давида» был широко распространен в Средние века в мусульманских и христианских странах. Магическая сила «щита Давида» первоначально не была связана с гексаграммой. Трудно даже сказать, возник ли он в исламе, где Давиду приписывалось изобретение оборонительного оружия, или в еврейской мистике.

Арабы использовали гексаграмму как орнаментальный элемент, а также в магии, и у них она была известна под названием «печать Соломона» – царя, с именем которого связано большое количество мифов и легенд. Величие и мудрость его почитались не только в Палестине, но и в Европе, Абиссинии, Персии, Афганистане и Аравии. Согласно традиции, после завершения своей земной жизни царь Соломон был вознесен на солнце, где управлял огромным царством эльфов, фей, джиннов и воинов, сияющих ослепительным светом. Все они были послушны Соломону и безоговорочно ему подчинялись, потому что он имел власть над ними с помощью своей печати. Достоверно известно, что уже в VI веке в христианских кругах были известны византийские амулеты с «печатью Соломона».

Фасад больницы Бейт Адасса в Хевроне.

Орнамент шестиконечных звезд образован

тремя видами параллельных прямых.

Израильский царь Давид (1005-970 гг. до н.э.) принадлежал к числу тех избранных натур, которые неминуемо привлекают к себе симпатии всех, с кем они приходят в соприкосновение, и перед обаянием которых ничего не может устоять. В 25 летнем возрасте он был приглашен в качестве музыканта, мастерски играющего на лире, на службу израильским царем Саулом. До поступления на службу Давид был пастухом у своего отца. Его разыскали слуги Саула и привели к царю. Вскоре, после своего появления при дворе, Давид очаровывает одного за другим, сначала царя, а затем и придворнных, и сына и дочь Саула. Для подозрительного Саула этого оказалось слишком много. Он начинает опасаться за свой престол и в короткое время превращается в его злейшего врага. Узнав о любви своей дочери к Давиду, он пытается сделать из нее оружие для уничтожения Давида. С этой целью он обещает Давиду свою дочь, но лишь при условии, которое Давид, по мнению Саула, не сможет исполнить. Он требует, чтобы Давид, в качестве свадебного выкупа для Михаль, принес обрезания 100 убитых им филистимлян, населявших территорию Израиля еще до прихода иудеев. Против ожидания, Давид выходит из этого испытания невредимым. Саул держит слово и выдает свою дочь Михаль за Давида, который успел прославиться уже и в битвах с филистимлянами. Тем не менее, подозрительный и болезненный Саул, решает избавиться от своего преуспевающего зятя и начинает его преследовать. Давиду удается уйти от войска Саула с отрядом, насчитывающим 600 человек. С этими 600 приверженцами, используя свой уникальный дипломатический дар, он вступает в союз, причем, совершенно, казалось бы, неслыханный… с филистимлянами. Давид вел очень опасную игру, оказавшись как бы между двух огней. В это время царь филистимлян Ахим начинает поход против Израиля. Однако, Давид ухищряется не участвовать в войне против своего народа. Филистимляне же выигрывают битву против Саула, армия его терпит поражение и обращается в бегство. В этой битве погибают трое сыновей Саула, а сам он бросается на собственный меч. Филистимляне продолжали считать Давида своим вассалом, но они проглядели необыкновенную политическую мудрость Давида, сумевшего в этот момент возглавить Израиль, опираясь на свой отряд из 600! воинов. Кстати, военная тактика Давида была основана на принципе, прошедшем тысячелетние испытания. Первый отряд в 400 человек вел наступательные действия (интересно, что и современный ударный отряд — батальон, насчитывает, именно, 400 человек), а второй отряд в 200 человек, Давид вводил в наиболее сложный момент боя. Именно, эта тактика приводила его к многочисленным победам.

Вполне вероятно, что, создавая герб своего государства: шестиугольную звезду, он исходил из спасительной для него цифры — 6!

Модель нити ДНК — основного носителя

генетического кода человека.

Кроме аналоги звезды Давида на молекулярном уровне структуры ДНК, есть вариант более простой — химической модели, причем, тоже на молекулярном уровне.

Моллекула бензола — основного энергоносителя нефти —

является полным аналогом звезды Давида.

Снежинки

Амулеты и защитные печати от демонов

1 / 4

Заяц внутри шестиконечной звезды. Иллюстрация из комментария Раши на Тору. Италия, 1396 год Раши (1040–1105) — средневековый комментатор религиозных текстов иудаизма.

Ms.Can.Or.81, f.95v / Bodleian Libraries, University of Oxford

2 / 4

Гербы Кастилии и Леона в шестиконечных звездах. Иллюстрация из Серверской Библии. Каталония, 1300 год Ms. II.72, f.448v / Biblioteca nacional de Portugal

3 / 4

Шестиконечная звезда. Иллюстрация из Ленинградского кодекса. Каир, 1008 годIB 19A, f.474r / Российская национальная библиотека

4 / 4

Печать Соломона на странице часослова. Англия, около 1410 года Надпись: «Hoc signum Salamonis qui super se portaverit nec manu in bello erit captus» («Се печать Соломона, кто будет носить ее на себе, не попадет в плен»).

Stowe MS 16, f. 151r / British Library

У средневековых мусульман был распро­странен так называемый амулет «Семи печатей», включающий в том числе рисунок шестиконечной звезды. Все вместе эти печати назывались печатями Соломона. Как минимум с XIII века они начинают встречаться в качестве защитного знака также у иудеев и христиан. И те и другие особо выделяли шестиконеч­ную и пяти­конечную звезды и использовали их в магических практиках для защиты от демонов. С этого времени печати Соломона также известны как звезды Соломона.

Защитная магия была широко распро­стра­нена по всей средне­вековой Европе. Даже Фома Аквинский признавал защитную силу амулетов — правда, только вместе с молит­вами и цитатами из Священного Писания. А уж обыч­ные монахи и клирики повсе­местно изготавливали заклинания с имею­щими «волшебную» силу рисунками и продавали их или давали в аренду миря­нам. Например, надпись в часослове XV века, сопровождающая печать с гексаграм­мой, предпи­сывает читателю использовать ее в качестве амулета в бою: «Тот, кто будет носить печать Соломона на себе, не будет захвачен в плен».

Пивовар Хертель за работой. Иллюстрация из Книги ремесел приюта Двенадцати Братьев. Нюрнберг, конец XV — начало XVI векаStadtbibliothek, Nuremberg
При этом звездами Соломона помечали не только христиан­ские амулеты или еврей­ские мезузы Мезуза — у иудеев свиток с молитвами в футляре, прикрепляемый к дверному косяку., но и, например, церкви или даже пивные. До сих пор пивную в Баварии или Баден-Вюртемберге можно узнать по вывеске-магендавиду, и тот же знак печатают на подставках для пива. Скорее всего, гексаграмма использовалась пивова­рами в качестве талисмана, защищающего заведение от пожаров и других несчастий.

магия на все случаи жизни

Как защититься от сглаза и прочих неприятностей

Как победить болезнь

Как проклясть врага

Как приворожить возлюбленного

Кому можно носить и как использовать оберег

Человек совершенно не обязательно должен принадлежать к иудеям, чтобы носить такой оберег. Звездой Давида может воспользоваться любой желающий, независимо от вероисповедания и народной принадлежности. Символ можно носить в качестве обычного украшения, либо вложить в него сакральный смысл и носить как талисман.

Эзотерики говорят, что Звезда Сиона обладает следующими свойствами:

  • приносит хозяину везение;
  • хранит от болезней;
  • оберегает от физических травм, неприятностей;
  • дарует долгую жизнь и защиту от преждевременной и нелепой смерти;
  • способен защитить владельца от происков черного колдовства, различных приворотов, сглаза и порчи.

Видео о значении Звезды Давида
Символ не имеет гендерной окраски. Всякому, кто хочет развить природную интуицию, дар ясновидения, привлечь в свою жизнь удачу и получить щит от злых сил, Звезда станет отличным подспорьем, особенно, если она выполнена из благородного серебра. Также оберег поможет владельцу обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Носить оберег лучше на длинной веревочке или серебряной цепочке, поверх одежды, чтобы талисман мог беспрепятственно усиливать биополе человека. Помимо Звезды, человек может одновременно использовать и другие украшения, но на отдельной цепочке.

Звезда Давида – один из самых сильных оберегов против темной магии.


Серебряная Звезда – один из самых сильных оберегов против колдовства

Звезда Соломона и щит Давида

Термин магендавид, или «щит Давида», которым сегодня обозначается шести­конечная звезда, появляется в текстах еврейской мистической традиции с XIII века. В них упоминается некий магический щит царя Давида Давид (ок. 1035–965 до н. э.) — царь народа Израиля., выкован­ный из золота, на котором были выгравированы 72 имени Метатрона Метатрон — библейский патриарх Енох, который после благочестивой жизни был взят на небо и преображен в ангела.. Как и когда именно представ­ление об этом щите оказалось связано с шести­ко­неч­ной звез­дой, не совсем понят­но. Возможно, на первых изображениях «щита Давида» имена были выложены в виде гексаграммы, что привело к отожде­ствлению двух понятий, и бывшая «звезда Соломона» превратилась в «звезду Давида».

Шестиконечная звезда в христианстве и исламе

Из обычных людей мало кто знает, что щит Давида имеет некую связь с христианством. Но археологические находки говорят об обратном – он встречался на ранне-христианских амулетах. А в средневековый период печатку чаще можно было увидеть на церквях, чем на синагогах.

Христианство на свой лад истолковало древний символ. Традиционно в православии звезда означает Бога. А вот гексаграмма символизирует шесть дней сотворения мира. Кроме того, этот знак стал для христиан образом Вифлиемской звезды, указавшей дорогу к месту рождения мессии.

К слову, отсюда появилось еще одно имя – звезда Творца. В этом случае каждый из концов звездного щита связывают с днями, когда Бог создавал землю.

Особое значение звезда Давида обрела в исламе. Сакральный символ можно отыскать не только на мечетях, но и в священном городе Мекке. Местную святыню, черный камень, покрывают особой накидкой с рисунками шестилучевой звезды.

Так что, вопреки расхожему мнению, гексаграмма – это еще и христианский, и мусульманский символ.

Официальный символ еврейской общины

1 / 2

Пятикнижие, титульный лист Исхода. Прага, 1514–1518 годы Герб еврейской общины расположен рядом с гербом города.

RB 1694:7a, fol. [58b] / Library of the Jewish Theological Seminary, New York

2 / 2

Флаг еврейской общины XVIII века в пражской синагогеDamian Entwistle / CC BY-NC 2.0

Отдельные евреи использовали магендавид для своих печатей и личных знаков на протяжении всех Средних веков. Но символом целой еврейской общины звезда Давида стала только в XIV веке, когда император Карл IV даровал праж­ским евреям привилегию иметь собственный флаг. Первый флаг не сохранил­ся, но копия его, изготовленная в 1716 году, до сих пор находится в пражской синагоге. Со временем звезда Давида все чаще начинает использоваться как официальный символ множества еврейских общин разных городов Центральной и Восточной Европы.

Значение звезды Давида в магии

Амулет звезда Давида прижился не только в религиозном пространстве, но и в ведовском. Маги рассматривают гексаграмму как слияние двух энергий Мироздания – бесплотного и физического тела.

В культурах других народов знак имел похожую расшифровку: объединял иные противоположности – воздух и земную твердь, мужское и женское естество.

Колдуны носят шестилучевые обереги по особым причинам. По мнению эзотериков, такая подвеска способствует концентрации во время проведения ритуалов и помогает накапливать магическую силу.

Звезда Дваида
Маги используют звезду Давида в своих ритуалах.

Помимо всего прочего, знак защищает своего обладателя от опасностей. Особо полезным это его свойство будет для людей, вмешивающихся в тонкие материи – для всяких медиумов и предсказателей. Амулет поможет им защитить сознание от невидимых сущностей, пытающихся помешать магической практике или захватить сознание.

Пользователи часто интересуются, к чему снится звезда Давида. Любой специалист с уверенностью скажет, что такой сон является хорошим знаком. Он предвещает духовное просветление и смену депрессивного жизненного периода на более приятный.

В целом, магический потенциал магендовида не слишком отличается от более известного колдовского символа – пентаграммы.

Алхимики, масоны и современные мистики

1 / 2

Фронтиспис алхимической книги «Musaeum hermeticum reformatum et amplificatum». 1625 год Сера и ртуть — с треугольниками; в центре — фигура с шестиконечной звездой; в углах — четыре стихии; внизу — семь металлов.

Getty Research Institute / archive.org

2 / 2

Шестиконечная звезда и другие масонские символы на надгробии. Западный Беркшир, Великобритания© westberkshirewarmemorials.org.uk

С XVII века на звезду обратили пристальное внимание алхимики. Они разде­ляли гекса­грамму на два треугольника. Первый, указывающий острием вверх, означал огонь, позитивный аспект серы (сульфура); второй — воду, негативный аспект ртути. Их соединение символизировало полноту бытия, философский камень. Масоны в XVIII–XIX веках использовали шестико­нечную звезду, напри­мер, в ритуалах посвящения как символ единства человека и всего мира, микрокосма и макрокосма. Позже такое толкование было взято за основу представителями мистических течений, а также в масскультуре: например, в центре эмблемы Теософского общества, по мысли его основательницы Елены Блават­ской, двойной треугольник изображает «макрокосм или проявленную Вселенную», а у Дэна Брауна в романе «Код да Винчи» два треугольника символизируют мужское и женское начало.

Магическое значение

Основное предназначение Маген Давид в мистическом плане – защита. Звезда предполагает ограждение от влияния духов, черных колдунов, иных злых сил.

Также амулет может выполнить следующие задачи:

  • Защита от болезней, физических травм, вредных привычек.
  • Отклонение сплетен, наговоров.
  • Покровительство в длительных путешествиях.
  • Освоение мировой мудрости, а также любых отраслей знаний.
  • Развитие скрытых талантов.
  • Открытие дара ясновидения, усиление интуиции.
  • Укрепление семейных отношений.
  • Открытие связи с потусторонним миром.
  • Закрепление заклинаний.

Для чего и кому можно использовать в качестве амулета и талисмана

Для того чтобы использовать магические силы амулета, необходимо носить его как можно чаще при себе. Маген Давид может быть нанесен на перстень, кулон, брошь, серьги, либо это украшение изготавливается по форме гексаграммы.

Идеальный материал – металл, желательно серебро или золото. Использовать такой талисман могут все, независимо от возраста и пола.

Амулет звезда Давида своими руками

Самый простой способ изготовить амулет – вырезать из бумаги или картона по шаблону 2 треугольника и склеить между собой. Такой же вариант можно выпилить из дерева или фанеры. Более сложный способ – сделать Звезду Давида из проволоки.

Схема выполнения работы:

  • Подготовить достаточно толстую проволоку. Потребуется 2 прутика, длина каждого должна быть около 18 см.
  • Разделить с помощью линейка прутики на 3 части, пометить маркером.
  • Согнуть с помощью плоскогубцев по делениям.

  • Наложить треугольники друг на друга, один острием вверх, другой – вниз.
  • Примотать в местах соединения бечевкой, лентами или нитками.
  • Оплести по поверхности общей фигуры еще одним слоем.

Вместо обмотки можно спаять две детали между собой, а материал покрыть аэрозольной краской по металлу.

Флаг Израиля

1 / 2

Магендавид на странице первого номера сионистской газеты Die Welt. 1897 год© Winners Auctions

2 / 2

Еврейские дети, освобожденные из Бухенвальда, на пути в Палестину. 1945 годNational Archives / Wikimedia Commons

К концу XIX века звезда Давида распростра­нилась среди еврейских общин по всему миру. Именно поэтому, когда сионистам — движению, ратую­щему за объединение всех евреев на исторической родине, — нужно было обза­вестись своим символом, они выбрали магендавид. С одной стороны, он был известен всем евреям, с другой — не имел, как менора Менора — семисвечник, один из древнейших и главных символов иудаизма., ярко выраженного религиозного значения. Поначалу Теодор Герцль, лидер сионист­ского движения, предложил флаг с семью звездами, символи­зирующими семи­часовой рабочий день Семичасовой рабочий день — один из основ­ных тезисов по устройству еврейского госу­дарства, которые Теодор Герцль изложил в одноименной книге., однако в итоге был выбран более простой и вырази­тель­­ный вариант. В 1948 году именно сионистский флаг с изображением звезды Давида стал официальным флагом новосозданного Государства Израиль.

История символа

Шестиконечная звезда Давида – древнейший знак, внешне напоминающий звезду с шестью концами. Выглядит он так, будто два сквозных треугольника, повернутых в разные стороны, наслаиваются друг на друга.

У этого символа много названий. В разных источниках он упоминается как магендовид, звезда Соломона и печать Соломона. Помимо этого, его нарекли щитом Давида и даже звездой Творца. Кроме того, знак известен под более общим названием «гексаграмма».

Несмотря на то, что многие названия указывают на четкую взаимосвязь с иудейским народом, магендовид имеет более древнее происхождение. Археологи находили предметы с его изображением по всему миру – у народов Ближнего Востока, в Индии и даже у британских кельтов.

Переход от одной цивилизации к другой привел к тому, что в конце концов знак осел в одной культуре и стал своего рода эмблемой этого народа.

Звезда Давида во времена средневековья

Интересное толкование гексаграммы было у алхимиков. Средневековые искатели тайн и неслыханных богатств видели в шестиугольнике сочетания природных сил.

Элементов было всего четыре – земля, огонь, вода и воздух, а сочетаний намного больше. Алхимики не только придумали комбинирование стихий, но и упорядочили его. Получились такие пары:

  • огонь – воздух;
  • огонь – вода;
  • вода – воздух;
  • земля – вода;
  • земля – воздух;
  • земля – огонь.

В книгах по алхимии также можно встретить планетарную гексаграмму. Считается, что первым такое изображение нарисовал Йоганн Милиус в своем медицинском труде «Opus Medico-Chymicum». Вокруг шестилучевой звезды с ее «спутниками» растянулось несколько фраз на латыни: «Тайное станет явным и наоборот», «Вода и Огонь искупит все».


Фрагмент из книги Йоганна Милиуса с изображением гексаграммы.

Желтая звезда


Освобожденные из будапештского гетто. Фотография Евгения Халдея. 1945 год© Universal Images Group via Getty Images
Нацисты, придя к власти, вернули средне­вековую практику помечать евреев особым знаком — нашивкой на одежде. В 1215 году решением Четвертого Латеранского собора она была введена повсе­местно в Европе, хотя в отдельных регионах (например, на Сици­лии) существо­вала и раньше. В Сред­ние века евреи должны были носить желтый, белый или красный круг либо изображе­ние скри­жали Завета. А в Третьем рейхе почти на всех оккупи­рован­ных терри­ториях евреям предпи­сывалось прикреплять на одежду именно шести­конеч­ную звезду желтого цвета. С этого времени гексаграмма — на флаге сионистов или на груди осужденных на смерть — стала ассоциироваться только с евреями.

Роль в культуре

Троице-Измайловский собор
Фото: Cityspb.ru
Шестиконечная звезда известна под несколькими названиями: звезда Давида, печать Соломона, гексаграмма. Все они обозначают один и тот же символ, который внешне выглядит как равносторонний треугольник, объединенный общим центром.

Звезда Давида часто встречается в общинах первых христиан, позже была распространена в арабской культуре. При этом только с XIX века гексаграмма стала использоваться иудеями в качестве определенного национального символа. Только в позапрошлом веке ее начали изображать на еврейских зданиях, синагогах, в результате она появилась даже на израильском флаге.

Прочно ассоциироваться звезда Давида с евреями начала после Второй Мировой войны, когда ее заставляли прикреплять в гетто на одежду, чтобы еврея сразу могли распознать все окружающие.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ЕЖИЧКА

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

=ЗВЕЗДА ДАВИДА. ИСТОРИЯ=


Звезда Давида (ивр. ????? ??????? — Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендо?вид) — эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга: верхний — концом вверх, нижний — концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, пятиконечная звезда, пентаграмма, известен под именем «Соломонова печать». Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего Средневековья. История символа В Древности Гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству. В связи с еврейством изображение шестиконечной звезды впервые обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Йеошуа бен Йешаяу и найденной в Сидоне. Подобными звёздами украшали также многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахум (Капернауме) (II—III век н. э.), в орнаменте которой чередуются пяти- и шестиконечные звёзды, а также фигуры напоминающие свастику. Таким образом, шестиконечной звезде в этот период ещё не придавалось определённого значения. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался. Следует отметить, что подлинно еврейским символом во все времена являлась Менора — храмовый светильник. По этой причине она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение — еврейское. Средние века

Ещё тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на ранне-христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». В христианских церквях гексаграмма встречается даже чаще, чем в синагогах. Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 г.Самое раннее упоминание названия «Маген Давид», вероятно, восходит к эпохе вавилонских гаонов (раннее Средневековье). Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Однако, наиболее ранний достоверный источник этого названия — книга «Эшколь а-Кофэр» караимского мудреца Иегуды бен Элиягу Хадаси (XII век). В ней он критикует тех, кто превратил этот символ в предмет культа. Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, следует отметить, что в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара. Лжемессия Давид Алрой, который предпринял попытку военного похода на Иерусалим с целью отбить город у властвовавших там в то время крестоносцев, считался колдуном и был родом, вероятно, из областей, которые ещё находились под властью хазаров в XII веке [1]. Существует версия, согласно которой, он и был тем, кто превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода. В XIII—XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение. О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Каббале внук Рамбана (XIV век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида. Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды — получил название «флаг Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины. Новое время Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII—XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем — Италии и Нидерландов. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы. В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии. Так, последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления. Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. Уже начиная с 1799 г. Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах. В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы. Версии о происхождении Маген Давида Следует отметить, что достоверно происхождение символа неизвестно. Белая лилия. По мнению комментаторов, белая лилия, которая состоит из шести лепестков, распустившихся в виде Маген Давида, и есть лилия, символизирующая еврейский народ, о которой говорит Песнь Песней: Я — нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев.

Израильский исследователь Ури Офир полагает, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой Менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок. Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии (Lilium candidum), который по форме напоминает Маген Давид. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида. Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Этим, по его мнению, объясняется древность и значение Маген Давида. Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида. По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников. Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными. Вполне возможно, что Маген Давид являлся, в сущности, подписью царя Давида, поскольку буква «далет» в древнем еврейском письме имела форму треугольника, а имя ??? на иврите состоит из двух «далет». В то же время, согласно некоторым источникам, его личная печать содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы. Существует версия, согласно которой, лже-мессия Давид Алрой(Аль-Рои)и был тем, кто в XII веке превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода. Последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) трактовали «щит Давида» как «щит сына Давида», то есть Мессии и видели в нём символ скорого избавления. Мнения о значении Маген Давида Наиболее распространённое объяснение гексаграммы заключается в том, что она представляет собой соединение и сочетание мужского (треугольник, направленный кверху) и женского (треугольник, направленный книзу) начал. В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре стихии: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю. По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) — воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать. Также, Маген Давид представляет собой сочетание небесного начала, которое стремится к земле (треугольник, направленный книзу) и земного начала, стремящегося к небесам (треугольник, направленный кверху). По одному из объяснений, шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света — север, юг, восток и запад. (Любопытная деталь: на иврите слова «маген Давид» (ивр. ????? ???????) состоят также из шести букв.) Согласно Каббале, Маген Давид отражает семь нижних Сефирот: каждый из шести треугольников указывает на одну из Сефирот, а шестигранный . По словам р. Э. Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника — две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он — един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности — Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной — нижней, третьей. В этом — идея цели существования человека, задача которого — гармонично соединить в себе (нижняя вершина) понятия, порождённые идеей существования «правой» и «левой» сторон сотворённого мира. Существует традиция украшать Маген Давидом сукку — особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» — сам царь Давид. «Звезда спасения» по РозенцвейгуМаген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовал Давид и которые будут восстановлены с приходом Мессии, прямого наследника царя Давида. Выдающийся немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг, в своём главном философском труде «Звезда спасения» (1921 г.), предложил свое собственное трактование Маген Давида. Он рассматривает Маген Давид как символическое выражение отношений между Богом, человеком и мирозданием. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Другой — отражает позицию Иудаизма по отношению к этим элементам и их соотношению между собой — Творение (между Богом и Мирозданием), Откровение (между Богом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения». Ещё один вариант объясняющий построение Звезды Давида — соединение двух треугольников отражающих распределение массы населения (треугольник вверх) власти и богатства (треугольник вниз). Похожее объяснение присутствует в Концепции Общественной безопасности КОБ, в котором вместо власти и богатства представлены фундаментальные знания о мироздании. Использование в качестве еврейского символа Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул в 1817 году, включило Маген Давид в свой фамильный герб. Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Флаг сионистского движения и Израиля. В 1879 году в Российской империи властями был созван большой симпозиум раввинов в Санкт-Петербурге, где им были заданы семь вопросов об основах Иудаизма. Один из вопросов был о значении Маген Давида. В 1897 году Первый Сионистский Конгресс принял проект флага сионистского движения, в центре которого располагался голубой Маген Давид и который известен сегодня в качестве флага Государства Израиль. Теодор Герцль, возглавлявший сионистское движение, предложил в своей книге «Еврейское государство» иной вариант: белый флаг, в центре которого семь золотых звёзд, однако его предложение не было принято, главным образом, из-за отсутствия на его флаге еврейских символов. В том же году шестиконечная звезда украсила и обложку первого номера журнала «Ди Вельт», издаваемого Герцлем. Боксер-тяжеловес Макс Бэр, выступавший на ринге в 30-е годы, имел еврейские корни (не будучи иудеем по вероисповеданию), и вышел на ринг со Звездой Давида на трусах, когда боксировал с немцем Максом Шмеллингом. Жёлтая звезда ДавидаНемалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у политических — красный, у эмигрантов — синий, у гомосексуалистов — розовый, у лиц, лишённых права на профессию — зелёный, у т. н.»асоциальных элементов» — чёрный и т. д. В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан. Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос, с белой полосой посередине служил эмблемой еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости. После создания Государства Израиль, было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага. Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердила его 28 октября 1948 года. Так голубая Звезда Давида стала символом Государства Израиль. В то же время, в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема — Менора, образ храмового светильника. Израильские арабы утверждают, что они не могут чувствовать солидарность по отношению к государственному флагу, поскольку его составляют лишь еврейские символы. Члены еврейской антисионистской секты «Нетурей карта» перестали использовать Маген Давид, поскольку тот, по их утверждению, теперь ассоциируется с сионистским государством. В 1930 году в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи, аналог Красного Креста в христианских и Красного Полумесяца в мусульманских странах. По этой причине красный Маген Давид был выбран в качестве эмблемы и названия этой организации («Маген Давид Адом»). В 1950 году Маген Давид Адом был официально признан Государством Израиль. Однако международного признания он не получил, поскольку Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца отказался признать Маген Давид в качестве ещё одного символа международной организации. Красный Маген Давид Красный кристалл В конце 2005 года, в результате усилий израильских дипломатов и представителей Американского Красного Креста, Международный комитет Красного Креста предложил проект третьего, «религиозно нейтрального» символа — красного ромба («красный кристалл»). Было принято решение о том, что страна, не желающая использовать крест или полумесяц, сможет использовать ромб или местную эмблему, заключённую в красный ромб. Тем самым, Международный комитет Красного Креста выразил согласие принять в свои ряды израильскую организацию, однако обусловил это тем, что эмблема Красного Маген Давида останется в употреблении лишь на территории Израиля, в то время как за её пределами она будет заключена в красный ромб. Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида. Другие страны Государственные символы США содержат Шестиконечную Звезду в разных модификациях, например Большая печать США. Звезда Давида изображена на гербах немецких городов Шер и Гербштедт, а так же украинских Тернополя и Конотопа. Три шестиконечные звезды изображены на флаге Бурунди. Они олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс.». МАГЕН ДАВИД КАК УКРАШЕНИЕ —

Сила амулетов

Кулон Звезда Давида из серебра – мощный амулет против порчи и сглаза. Его стоит носить тем, кто имеет много врагов, либо же занимается эзотерическими практиками. При постоянном ношении такой талисман открывает владельцу тайны прошлого, наделяет прозорливостью, обостряет интуицию.

Оберег можно носить путешественникам, морякам – он защищает от гнева стихий. Мореходы древности предпочитали носить деревянные амулеты с вырезанным или выжженным на них знаком, причем снимать их до возвращения в родной порт категорически запрещалось.

Щит, как следует из названия, используется в основном для защиты, причем как от злонамеренной магии, так и от физического вреда. Так, в древности воины наносили его на свои щиты, набивали татуировки на коже. По легенде, впервые такой щит применил библейский Давид в битве с Голиафом: связал шесть кусков дерева и обтянул крепкой воловьей кожей. Сейчас амулет рекомендуют носить солдатам, особенно находящимся в зоне боевых действий.

По мнению символистов, Звезда Давида означает единение божественного и человеческого: нижний треугольник символизирует стремление человека к духовному просвещению, верхний – божественную помощь. Поэтому амулет помогает тем, кто ищет пути к духовному возвышению.

Еще одно значение гексаграммы – мудрость. Она может быть как приобретенной, итогом жизненного опыта, так и дарованной свыше – как озарение. Амулет – верный помощник для людей, которые желают познать тайны мироздания, понять причины человеческих поступков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: