Значение и роль ангела
Ангелы встречаются не только в христианской религии и, по сути, являются посланниками Бога, несущими его волю человеку. Они обладают сверхъестественными способностями, которые показывают малую толику сил самого создателя. По своей природе это добрые существа, не приемлющие зло в любом его проявлении.
Существуют как мелкие ангелы-хранители, отвечающие за жизненный путь отдельно взятого человека, выступая в роли его покровителя, так и мощные духовные сущности, являющиеся мечом и щитом божьим.
Согласно преданиям, сила некоторых ангелов настолько велика, что они могут противостоять самому создателю.
В христианстве, ангелы выполняют роль проводников воли Божьей. При этом они всячески восславляют его деяния и помыслы. Перед людьми они предстают в человеческом обличье с парой крыльев за спиной, и каждое их появление сопровождается пророческим видением или чудотворным актом.
Интересные факты об Архангеле Михаиле
Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.
По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.
От чего защищает и помогает
Ангелы обеспечивают покровительство людям, защищая их от происков зла, направляя верующего на путь истинный. Ангелы-хранители оберегают одного конкретного человека, в то время как архангелы отвечают за охрану райских врат и следят за соблюдением законов Божьих.
По словам многих священников, помощь ангела для человека тем сильнее, чем крепче его вера. У доброго, соблюдающего библейские заветы человека связь с божественным защитником крайне сильна, в то время как у лжеца и обманщика ее может и вовсе не быть.
Если брать в пример архангела Михаила, то он стоит во главе всех существующих ангелов, оберегая небесный престол от происков зла. Также он защищает души умерших, сопровождая их по пути в рай.
Обратите внимание! Некоторые источники утверждают, что количество ангелов и их сила зависят от предназначения человека.
В чем и кому помогает Архистратиг Михаил
В канонических текстах Архангел Михаил предстает в виде воина, но молятся ему и вполне мирные граждане. У небесного заступника можно вымолить избавление от скорби, а также испросить заступничества. Если вам требуется защита — смело обращайтесь к этому святому. Архистратиг может защитить что угодно:
- вашу жизнь;
- близких вам людей;
- бизнес;
- энергетику;
- планету.
Архистратигу подвластны любые уровни мироздания, так что он защитит вас в любой точке планеты. Православные обращаются к этому святому, чтобы оградить свою семью от зла. Если у вас что-то сломалось или испортилось — начинайте молиться архангелу. Проблема будет решена.
День памяти
Такая выдающаяся во всех смыслах сущность, как архангел Михаил, пользуется почетом и уважением среди верующих. Для его восхваления церковью выделено несколько дней в году, в течение которых любой желающий может почтить его добрым словом и делом. Выделяют следующие даты:
- 19 сентября – День воспоминания о чуде архангела Михаила, сотворённого им в Хонех.
Согласно легенде, в этот день архангел лично почтил верующих возле одного из храмов своим присутствием, расколов близлежащую гору на две части. Благодаря этому удалось перенаправить бурный речной поток, который угрожал храму и его пастве полным уничтожением.
- 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил.
Церковный праздник, на котором восхваляют деяния всех архангелов, руководит которыми сам Михаил.
Почитаемые образы
Лики Архангела Михаила изображены на алтарях всех православных храмов. Самыми известными сюжетными образами являются:
Почитаемая икона, расположенная в Архангельском соборе Московского Кремля. В её центре изображена фигура ангела, который одет в военные одежды и держит в руке меч. Лик ангела окружён клеймами с изображениями его деяний.Большое количество списков имеет икона «Чудо в Хонех», сюжет которой основан на библейском предании о спасении христианского храма от затопления в деревне Хони. На переднем плане расположены фигуры молящегося пономаря Архиппа в монашеском одеянии и архистратига Михаила, ударом копья разбивающего камень и уводящего поток воды от церкви. Второй план заполняют стены города и горожане, ставшие свидетелями чуда и уверившими в Силу Господа.Чудо архангела Михаила в ХонехЧасто повторяющимся православным иконографическим сюжетом является «Чудо о Флоре и Лавре». Считается, что великий небесный воин научил почитаемых православных святых заботиться о лошадях. В верхней части образа размещают архангела, передающего уздечки от двух коней Флору и Лавру, стоящих по обе стороны от него.Во многих храмах можно увидеть иконы, изображающие апокалипсис. Архангел Михаил скачет над миром на красном крылатом коне, трубя в огненную трубу. В одной руке он держит книгу, а в другой крест или трезубец. Огненный конь топчет ногами дракона или уродца, символизирующего предводителя злых сил. В православной религиозной живописи этот сюжет получил название Архангел Михаил Воевода. Следует знать: Архангел Михаил изображается не только на иконах, но и на художественных изображениях мирских художников. Важно понимать, что иконы призваны помочь человеку сосредоточиться на молитве. Они выражают суть святого образа. А художественное изображение повествует о некоем событии. Им любуются, а перед иконой молятся.
Происхождение имени
Имя Михаил произошло в результате сокращения фразы на иврите, которая в переводе на наш язык звучит, как – «тот, кто как Бог». Первоначально имя упоминается в одной из частей Ветхого Завета, а впоследствии появляется и в Коране.
В России это имя пользуется большой популярностью, входя в десятку наиболее используемых при наречении малыша.
В христианской религии известно немало святых с этим именем, среди которых фигурируют такие личности, как:
- Святой блаженный князь Михаил Муромский.
- Св. благоверный князь Михаил черниговский.
- Святитель Михаил, первый митрополит Киевский.
- Михаил Улумбийский.
Про житие этих святых можно прочитать в тематической духовной литературе.
Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.
Упоминание в канонических текстах
Так как архангел Михаил играет главенствующую роль в войске Господнем, о нем упоминают все крупные священные писания, в том числе Ветхий и Новый Завет. В них описывается деятельность посланника Божьего и его ключевые деяния, повлиявшие на становление христианства.
Ветхий Завет
Ветхий Завет считается первой частью Библии, в которой практически не упоминаются имена архангелов или ангелов. Исключение делается лишь для архангела Михаила, так как о нем несколько раз вспоминают в книге пророка Даниила. Его имя фигурирует в пророчестве о Страшном Суде, где описывается его роль в этом мистическом действе.
Кроме того, существует несколько упоминаний, где имя архангела не употребляется в прямой форме, но ясно дается понять, о ком идет речь.
Новый Завет
В Новом Завете также находится место упоминанию о Михаиле, выступающего в роли архангела. Это происходит в соборном послании Ииуды, где Михаил спорит с самим дьяволом о дальнейшей судьбе тела Моисея.
Кроме того, в откровениях Иоанна Богослова есть упоминание о битве ангелов с гигантским драконом, а руководил небесным воинством не кто иной, как архангел Михаил. Из-за этого упоминания Михаила в священном тексте многие богословы стали приписывать ему роль судьи, который будет воздавать по заслугам душам людским во время Страшного суда.
Архангел Михаил
Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.
Иконография
В иконописи не существует строгих канонов отображения образа архангела Михаила, и в разные годы стили написания могли существенно меняться:
- Чаще всего Михаила изображают с копьем в одной руке и специальной сферой, помогающей предвидеть будущее, в другой.
- На поздних иконах становится популярным изображать архангела Михаила попирающим дьявола, при этом в одной руке у него по-прежнему остается копье, а сферу прорицания заменяет финиковая ветвь.
- Начиная с 12 века, архангел Михаил выглядит на иконописном изображении, как суровый воин, в руках которого находятся весы, отмеряющие тяжесть деяний человеческих.
- На иконах, отображающих битву архангелов с силами Сатаны, Михаил изображен скачущим верхом на коне.
Значение иконы
Изображение иконы с Архангелом Михаилом приемлет два композиционных варианта: с воссозданием образа в полный рост и по пояс, хотя при этом внешний вид Архистратига сохраняет свои черты. Так архангел правою рукою держит копье, завершаемое крестом, либо огненный меч, которым пронзает темную силу, врага человеческого рода, олицетворенного дьяволом. Алый плащ, сцепленный на левом плече, развивается позади и тем самым икона Святого Архангела Михаила приобретает воинственный вид. Особое место находят и щит с кольчугой на иконе Архангела Михаила, значение которых заключается в придании образу большей могущественности, силы воина, в любую секунду готового исполнить свой долг. Кроме того образ Архангела в доспехах напоминает об его важности в священной истории, когда, за библейскими сказаниями, Михаил подал руку помощи Иисусу Навину.
Огромное количество икон изображают Архангела, что лишний раз подчеркивает его огромное значение для верующих. Он остался не только в прошлом, но и в будущем сыграет важную роль, будучи не только центральным образом иконы Архистратига Михаила, а и ведущей фигурой всего священного описания, которой предстоит побороться на стороне Добра, ведя за собой небесных воинов.
Как правильно молиться
При совершении молебен, посвященных архангелу Михаилу, помните о следующих правилах:
- Ни в коем случае не молитесь, будучи в состоянии злобы, или вкладывая в прошения какие-то негативные помыслы.
- Если вы не знаете каких-то определенных молитв, церковь не запрещает молиться своими словами.
- Не забывайте использовать общие, вступительные молитвы, настраивающие душу на нужный лад.
- Перед молитвой приведите тело и одежду в порядок, очистив их от грязи. Не стоит совершать священнодействие, не умывшись, если этому не способствуют особые обстоятельства.
В остальном главное – сохранять позитивный настрой, веру в добро и Господа Бога.
Чудо Архангела Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.
В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».
Примеры молитв
Для тех граждан, кто хочет глубже познать духовные ценности христианской религии, посредством изучения специальных молитв во славу того или иного святого, будут представлены церковные тексты, используемые при вознесении похвалы или прошении защиты у архангела Михаила.
Акфист
Кондак 1 Из¬бран¬ный Не¬бес¬ных сил вое¬во¬до и ро¬да че¬ло¬ве¬чес¬ка¬го зас¬туп¬ни¬че, сие те¬бе иже то¬бою от скорб¬ных избавляеми, бла¬го¬дар¬ствен¬ное при¬но¬сим пе¬ние: ты же, яко пред¬сто¬яй Пре¬сто¬лу Ца¬ря Сла¬вы, от вся¬ких нас бед сво¬бож¬дай, да с ве¬рою и лю¬бо¬вию в по¬хва¬лу те¬бе зо¬вем: Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Икос 1 Яко ангельских огнезрачных ликов предстоятеля, ангельскими убо и языки подобаше восхвалите тя, Михаиле: но дондеже вразумляеми то¬бою навыкнем безплотных глаголом, услы-ши, аще и от че¬ло¬ве¬чес¬ких, оба¬че благодарных устен, си¬це¬вая: Ра¬дуй¬ся, звез¬до ми¬ра первообразная; ра¬дуй¬ся, свеще ис¬ти¬ны и прав¬ды златозарная. Ра¬дуй¬ся, лучей све¬та несозданнаго первый во ангельских ликостояниях приемниче; ра¬дуй¬ся, Ан-ге¬лов начальниче. Ра¬дуй¬ся, в нем¬же наивящше светлеется сла¬ва Творческия Десницы; ра¬дуй¬ся, им¬же красуются соборы всех существ безплотных. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 2 Провидяще ве¬ры очесы ве¬ли¬чие ду¬хов¬ныя красоты и си¬лу молниеносныя десницы твоея, Архангеле Бо¬жий, мы, яко земнии и пло¬тию обложеннии, удивлением, ра¬дос¬тию и благодарением ко Твор¬цу всяческих исполняемся, зо¬ву¬ще со все¬ми Небесными силами: Алли-луиа. Икос 2 Ра¬зум чист и свободен от страс¬тей ис¬про¬си нам, пре¬чуд¬ный Михаиле, Не¬бес¬ных чинов начальниче, да, вознесшеся мыслию от зем¬ных к Не¬бес¬ным, хвалебную песнь воспоем ти си¬це: Ра¬дуй¬ся, Бо¬жия не¬из¬речен¬ныя красоты и доброты ближайший зри¬те¬лю; ра¬дуй¬ся, всеблагих советов Пре¬свя¬тыя Троицы преискренний таин¬ни¬че. Ра¬дуй¬ся, превечных судеб Троических вер¬ный исполнителю; ра¬дуй¬ся, ему¬же с лю¬бо¬вию удивляются Не¬бес¬ная во¬ин¬ства. Ра¬дуй¬ся, его¬же с ве¬рою прославляют земнороднии; ра¬дуй¬ся, его¬же тре¬пе¬щут адския си¬лы. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 3 Си¬лу необоримыя ревности по сла¬ве Бо¬жией в се¬бе являя, стал еси во главе ликов ангельских, Михаиле, про¬ти¬ву дышащаго злобою, прегордаго Денницы, ему¬же со темными клевреты его с вы¬со¬ты не¬бес¬ныя в преисподнюю низвержену сущу, во¬ин¬ства Не¬бес¬ная, то¬бою преславне водимая, с ве¬се¬ли¬ем, яко еди¬ны¬ми ус¬ты, пред Пре¬сто¬лом Бо¬жи¬им возгласиша: Алли¬луиа. Икос 3 Имать те¬бе, Архангеле Михаиле, весь род христианский велика за¬ступ¬ни¬ка и дивна во бранех с противными по¬мощ¬ни¬ка: се¬го ра¬ди пречуднаго покрова тво¬его спо¬до¬би¬ти¬ся желающе, в день торжества тво¬его взы¬ва¬ем ти си¬це: Ра¬дуй¬ся, им¬же са¬та¬на, яко молния, с Не¬бе¬се низвержеся; ра¬дуй¬ся, им¬же хранимый род человеческий к Не¬бе¬си вос¬хо¬дит. Ра¬дуй¬ся, всесветлаго ми¬ра Гор¬ня¬го предивное укра¬ше¬ние; ра¬дуй¬ся, пад¬ша¬го ми¬ра доль¬ня¬го пре-слав¬ное за¬ступ¬ле¬ние. Ра¬дуй¬ся, николиже силами зла побежденный; ра¬дуй¬ся, со все¬ми Ан¬ге¬лы Бо¬жи¬ими в истине и правде на ве¬ки бла¬го¬да¬тию Бо¬жиею утвержденный. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 4 Бури ис¬ку¬ше¬ний и бед из¬ба¬ви нас, Ан¬ге¬лов первопрестольниче, с лю¬бо¬вию и ра¬дос¬тию пресветлое торжество твое совершающих: ты бо еси в бе¬дах ве¬ли¬кий помощник и в час смер¬ти от злых ду¬хов хранитель и заступник всех во¬пию¬щих тво¬ему и на¬ше¬му Вла¬ды¬це и Бо¬гу: Алли-луиа. Икос 4 Ви¬дя¬ще твое про¬ти¬ву полчищ сатанинских дерз¬но¬ве¬ние, вси чинове ангельстии с ра¬дос¬тию подвигошася во след те¬бе на брань за имя и сла¬ву сво¬его Владыки, во¬пию¬ще: кто яко Бог? Мы же, ве¬ду¬ще сатану под ногама твоима повержена, те¬бе, яко по¬бе¬ди¬те¬лю, зо¬вем: Ра¬дуй¬ся, им¬же мир и тишина на Не¬бе¬си водворишася; ра¬дуй¬ся, от негоже духове злобы даже до ада низложишася. Ра¬дуй¬ся, ангельския во¬ин¬ства и си¬лы ми¬ра невидимаго ко истреблению зла направляяй; ра¬дуй¬ся, прю и возмущение стихий ми¬ра видимаго незримо укро¬ща¬яй. Ра¬дуй¬ся, подъемлющих брань к духовом злобы поднебесным дивный споборниче; ра¬дуй¬ся, изнемогающих во искушениих и на¬пас¬тех ве¬ка се¬го крепкий по¬мощ¬ни¬че. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 5 Боготочный ис¬точ¬ник превеликих чу¬дес явил¬ся еси во хра¬ме тво¬ем, иже в Хонех; не то¬чию бо змий ве¬ли¬кий и страшный, на месте том пребывавый, си¬лою твоею потребися, но и струи водныя, всякий не¬дуг телесный врачующия, открышася, да вси про¬слав¬ля¬юще¬му тя Вла¬ды¬це Ан-ге¬лов с ве¬рою зовут: Алли¬луиа. Икос 5 Слы¬ша¬ще и ве¬ду¬ще тя яко све¬ти¬ло великое, посреде ликов ангельских блистающася, пре¬чуд¬ный Михаиле, к те¬бе, по Бо¬зе и Пресвятей Ма¬те¬ри Бо¬жией, при¬бе¬га¬ем: озари лу¬ча¬ми све¬та тво¬его всех нас, во¬пию¬щих ти си¬це: Ра¬дуй¬ся, вож¬дю и хра¬ни¬те¬лю в пустыни народа богоизбраннаго; ра¬дуй¬ся, высокий посредниче закона, ру¬кою Моисеа на Синаи даннаго. Ра¬дуй¬ся, у негоже судии и вожди Израилевы си¬лу и по¬кров обретаху; ра¬дуй¬ся, чрез негоже пророцы и первосвященницы иудейстии дар ве¬де¬ния от всеведущаго Бо¬га приимаху. Ра¬дуй¬ся, богобоязненныя законодавцы тайною премудростию снабдеваяй; ра¬дуй¬ся, суд и правду творящим благость на серд¬це полагаяй. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 6 Провозвестника тя Бо¬жи¬их судеб ег¬да узре не¬ког¬да Маное, недоумения и страха ис¬пол¬ни¬ся, мня не жити ктому на зем¬ли; научен же от жены своея о бла¬гос¬ти яв¬ле¬ния и кро¬тос¬ти сло¬вес тво¬их, в ра¬дос¬ти о имевшем родитися, по словеси тво¬ему, сы¬не сво¬ем Сампсоне, бла¬го¬дар¬не возо¬пи Бо-гу: Алли¬луиа. Икос 6 Возсиял еси пречудно сла¬вою, Михаиле, ег¬да во об¬ра¬зе человечесте пред Иису¬сом Навином стал еси, глаголя: Иззуй сапог с ногу твоею: аз есмь Архистратиг си¬лы Господни. Таковому явлению тво¬ему чудяшеся, с лю¬бо¬вию во¬пи¬ем ти: Ра¬дуй¬ся, боговенчанных глав не¬усып¬ный охранителю; ра¬дуй¬ся, противляющихся власти, яко Бо-жию повелению противящихся, ско¬рый низ¬ло¬жи¬те¬лю. Ра¬дуй¬ся, усмирителю народных треволнений; ра¬дуй¬ся, незримый упразднителю злочестивых обычаев. Ра¬дуй¬ся, яко ты просвещаеши сомнящихся в час лю¬тых недоумений; ра¬дуй¬ся, яко ты исхищаеши искушаемых от пагубоносных наваждений. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 7 Хо¬тяй Вла¬ды¬ка всяческих показати, яко жребии сынов че¬ло¬ве¬чес¬ких не самослучайнии суть, но в деснице Его вы¬ну содержатся, даде тя царствам земным за¬ступ¬ни¬ка и хранителя, да племена и народы к веч¬но¬му Царствию Бо¬жию уготовляеши; се¬го ра¬ди вси, ведущии о велицем служении тво¬ем спа¬се¬нию человеческому, бла¬го¬дар¬не зовут Бо¬гу: Алли¬луиа. Икос 7 Новая чу¬де¬са по¬ка¬за нам, Архистратиже, то¬бою на зем¬ли всех чу¬дес Тво¬рец и Вла¬ды¬ка, ег¬да храм, во имя твое созданный, от потопления водами речными див¬но спасл еси, струям потока в недра зем¬ная устремитися повелевый: еже ви¬дя бла¬жен¬ный Архипп с духовными чады своими, бла¬го¬дар¬не к те¬бе возо¬пи: Ра¬дуй¬ся, свя¬тых храмов Бо¬жи¬их несокрушимая оградо; ра¬дуй¬ся, врагом ве¬ры Хри¬сто¬вы не¬обо¬ри-мая преградо. Ра¬дуй¬ся, его¬же велению стихии покоряются; ра¬дуй¬ся, им¬же вси злобнии замыслы со¬кру¬ша¬ют¬ся. Ра¬дуй¬ся, вер¬ным ра¬дость от Пре¬сто¬ла Вседержителя износящий; ра¬дуй¬ся, не¬вер¬ных на стезю прав¬ды и ис¬ти¬ны приводящий. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 8 Стран¬ное чу¬до си¬лы твоея, Архистратиже Бо¬жий, уведе на се¬бе Аввакум, ег¬да по манию Бо¬жию восхитив, пинесл еси его скоротечне от Иудеи в Вавилон, да¬ти пищу Даниилу, в рове со львы заключену: тем¬же удивлься превеликому действию си¬лы твоея, возо¬пи с ве¬рою: Алли¬луиа. Икос 8 Весь еси в выш¬них, Михаиле, Пре¬сто¬лу Ца¬ря Сла¬вы пред¬сто¬яй, не далек еси и от ниж¬них, ратуя вы¬ну со вра¬га¬ми спа¬се¬ния че¬ло¬ве¬чес¬ка¬го: тем¬же вси вожделеннаго Отечества Не¬бес¬на¬го достигнути хотящии со¬глас¬но те¬бе зовут: Ра¬дуй¬ся, начальниче трисвятаго ан¬гель¬ска¬го пе¬ния; ра¬дуй¬ся, земнородных прис¬но го¬то¬вый пред-ста¬те¬лю и хра¬ни¬те¬лю. Ра¬дуй¬ся, прегордаго фараона с неверными египтяны поразивый страннообразно; ра¬дуй¬ся, вер-ныя иудеи путеводивый в пустыни преславно. Ра¬дуй¬ся, им¬же угасися пламень пещи вавилонския. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 9 Вси иноцы Свя¬тыя Горы Афонския в радостный трепет приидоша, ви¬дя¬ще, ка¬ко богобоязненна отрока, неистовно от не¬чес¬ти¬вых златолюбцев во глу¬би¬ну морскую с камнем повержена, спасл еси: тем¬же приявшая его оби¬тель, име¬нем тво¬им красующися, бла¬го¬дар¬не взывает ко Гос¬по¬ду: Алли¬луиа.
Икос 9 Витий гла¬го¬лы и любомудров смыслы не довлеют ко изглаголанию си¬лы твоея, Михаиле, ка¬ко во едину нощь сто осмьдесят и пять тысящ поразил еси от воев ца¬ря ассирийска Сеннахирима, да накажется прочее не хулити имя Господне: мы же, почитающе свя¬тую рев¬ность твою о сла¬ве Бо-га Ис¬тин¬на¬го, с ве¬се¬ли¬ем зо¬вем ти си¬це: Ра¬дуй¬ся, пра¬во¬слав¬ных воинств не¬по¬бе¬ди¬мый вое¬во¬до; ра¬дуй¬ся, зловерных ратей страх и низ¬ло-же¬ние. Ра¬дуй¬ся, пра¬выя ве¬ры и бо¬го¬почитания на¬са¬ди¬те¬лю; ра¬дуй¬ся, ду¬ше¬вред¬ных ере¬сей и расколов искоренителю. Ра¬дуй¬ся, благочестивыя Маккавеи на поле бра¬ни многажды укрепивый; ра¬дуй¬ся, не¬чес¬ти¬ва¬го вождя Антиохова Илиодора в самем хра¬ме поразивый. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 10 Спас¬ти¬ся хотящим нам бу¬ди помощник тверд, Архистратиже Бо¬жий, избавляяй и храняй нас от бед и на¬пас¬тей, па¬че же от злых навыков и гре¬хов на¬ших, да, преспевающе в ве¬ре, на¬деж¬де и любви Христове, с ра¬дос¬тию о предивнем заступлении тво¬ем, ко Вла¬ды¬це Ан¬ге¬лов и че¬ло¬ве¬ков бла¬го¬дар¬не зо¬вем: Алли¬луиа. Икос 10 Сте¬на еси верующим че¬ло¬ве¬ком, Архистратиже Бо¬жий, и столп крепок во бранех со вра¬га¬ми видимыми и невидимыми: се¬го ра¬ди от сетей бесовских то¬бою избавляеми, благодарным серд-цем и ус¬ты зо¬вем си¬це: Ра¬дуй¬ся, врагом ве¬ры и сопротивником Свя¬тыя Церк¬ве не¬по¬бе¬ди¬мый противоборниче; ра¬дуй¬ся, сми¬рен¬ным провозвестником Евангелиа неутомимый споспешниче. Ра¬дуй¬ся, во тьме зло¬ве¬рия седящих све¬том ве¬ры Хри¬сто¬вы про¬све¬щаяй; ра¬дуй¬ся, лжемудрием объюродевших на стезю ис¬ти¬ны и по¬кая¬ния на¬став¬ляяй. Ра¬дуй¬ся, грозный отмстителю клянущимся име¬нем Бо¬жи¬им всуе; ра¬дуй¬ся, молниеносный карателю глумящихся безумие о таинствех свя¬тыя ве¬ры. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 11 Пе¬ние вся¬кое хва¬леб¬ное побеждается множеством чу¬дес тво¬их, Архистратиже Бо¬жий, яко совершена суть то¬бою не то¬чию на Не¬бе¬си и на зем¬ли, но и в темных сенех преисподней, иде¬же глубиннаго змия связал еси узами си¬лы Господней, да избавляемии от злобы его благословят Вла¬ды¬ку Не¬бе¬се и зем¬ли, зо¬ву¬ще: Алли¬луиа. Икос 11 Светоносный служитель ис¬ти¬ны и чис¬то¬ты бо¬го¬почитания явил¬ся еси, Архистратиже, ег¬да, провидя коз¬ни ду¬ха тьмы, воспретил еси ему име¬нем Бо¬жи¬им, да не дерзнет сокровенное те¬ло почившаго вождя Израилева Моисеа яви¬ти ко обожению чувственным сыновом Израилевым: се-го ра¬ди, чтуще ны¬не благосветлый собор твой, бла¬го¬дар¬не во¬пи¬ем ти: Ра¬дуй¬ся, чис¬то¬ту боговедения во дни Ветхаго Завета среди иудеев сохранивый; ра¬дуй¬ся, пле¬ве¬лы за¬блуж¬де¬ний во дни Новыя бла¬го¬да¬ти многажды искоренивый. Ра¬дуй¬ся, языческих прорицалищ и кумиров истребителю; ра¬дуй¬ся, христианских подвижников и стра¬сто¬терп¬цев укрепителю. Ра¬дуй¬ся, немощныя ду¬хом си¬лою бла¬го¬да¬ти Бо¬жией ис¬пол¬ня¬яй; ра¬дуй¬ся, изнемогающия пло¬тию всеоружием ве¬ры облекаяй. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 12 Бла¬го¬дать от Бо¬га с Не¬бе¬се ис¬про¬си нам, пою¬щим во сла¬ву все¬чест¬на¬го име¬не тво¬его, Михаиле, да, осеняеми тво¬им заступлением, во всяком бла¬го¬чес¬тии и чис¬то¬те по¬жи¬вем, дондеже, отрешеннии смер¬тию от уз пло¬ти, спо¬до¬бим¬ся пред¬ста¬ти огнезрачному Пре¬сто¬лу Ца¬ря Сла¬вы и с лики ангельскими возопити: Алли¬луиа. Икос 12 Пою¬ще многообразная твоя чу¬де¬са, Михаиле, во спа¬се¬ние на¬ше содеянная, мо¬лим Гос¬по¬да и Вла¬ды¬ку всяческих, да дух ревности по сла¬ве Бо¬жией, иже в те¬бе, николиже оскудеет и в нас, зо-ву¬щих ти си¬це: Ра¬дуй¬ся, вер¬ных ра¬бов Бо¬жи¬их во вре¬мя благопотребно на вы¬со¬ту власти предивне поставляяй; ра¬дуй¬ся, продерзых и не¬до¬стой¬ных с вы¬со¬ты си¬лы и сла¬вы незримо низлагаяй. Ра¬дуй¬ся, в день последний избранных от четырех концев зем¬ли имеяй собрати; ра¬дуй¬ся, им¬же греш¬ныя, яко пле¬ве¬лы, по гласу Бо¬жию, ог¬ню веч¬но¬му преданы будут. Ра¬дуй¬ся, им¬же са¬та¬на со ан¬ге¬лы его во езеро огненное на ве¬ки повергнется; ра¬дуй¬ся, им¬же праведнии во оби¬те¬лех От¬ца Не¬бес¬на¬го преславне водворятся. Ра¬дуй¬ся, Михаиле, ве¬ли¬кий Архистратиже, со все¬ми Небесными силами. Кондак 13 О, пре¬чуд¬ный Архангелов и Ан¬ге¬лов начальниче, за предивное служение твое спа¬се¬нию ро¬да че-ло¬ве¬чес¬ка¬го при¬ими от нас возносимый к те¬бе ны¬не глас хвалы и благодарения, и яко исполнь си¬лы Бо¬жией, по¬крый нас невещественныма крилома твоима от всех враг ви¬ди¬мых и не¬ви¬ди-мых, да прославляемому то¬бою и прославившему тя Гос¬по¬ду вы¬ну зо¬вем: Алли¬луиа. Этот кондак чи¬та¬ет¬ся трижды, за¬тем 1-й икос «Яко ангельских…» и 1-й кондак «Из¬бран¬ный Не¬бес¬ных сил…» Мо¬лит¬ва Свя¬тый и ве¬ли¬кий Архангеле Бо¬жий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, ро¬да же че¬ло¬ве¬чес¬ка¬го приставниче и хра¬ни¬те¬лю, сокрушивый с воинствы своими гла¬ву прегордаго Денницы на Не¬бе¬си и посрамляяй вы¬ну злобу и ко¬вар¬ства его на зем¬ли! К те¬бе при¬бе¬га¬ем с ве¬рою и те¬бе мо¬лим¬ся с лю¬бо¬вию: бу¬ди щит несокрушим и за¬бра¬ло твердо Свя¬тей Церк¬ви и Пра¬во¬слав¬но¬му Отечествию на¬ше¬му, ограждая их молниеносным ме¬чем тво¬им от всех враг, ви¬ди¬мых и не¬ви¬ди¬мых. Не оста¬ви же, о, Архангеле Бо-жий, по¬мо¬щию и заступлением тво¬им и нас, про¬слав¬ляю¬щих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни ес¬мы, оба¬че не хощем в без¬за¬ко¬ни¬их на¬ших погибнути, но еже обратитися ко Гос-по¬ду и оживленным бы¬ти от Не¬го на дела бла¬гая. Озари убо ум наш све¬том ли¬ца Бо¬жия, иже вы-ну сияет на молниевиднем челе тво¬ем, да возможем ра¬зу¬ме¬ти, что есть воля Бо¬жия о нас бла¬гая и совершенная, и ведети вся, яже по¬до¬ба¬ет нам творити и яже презирати и оставляти. Укре¬пи бла¬го¬да¬тию Господнею слабую волю и немощное произволение на¬ше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотении пло¬ти, увлекающеся, по подобию несмысленных детей, скорогибнущими красотами ми¬ра се¬го, яко ра-ди тлен¬на¬го и зем¬на¬го безумне забывати веч¬ная и не¬бес¬ная. Над все¬ми же си¬ми ис¬про¬си нам Свы¬ше дух ис¬тин¬на¬го по¬кая¬ния, нелицемерную печаль по Бо¬зе и сокрушение о гре¬сех на¬ших, да остающее нам число дней временнаго жи¬во¬та на¬ше¬го иждивем не во угождении чувств и работе стра¬стем на¬шим, но во изглаждении зол, содеянных на¬ми, сле¬за¬ми ве¬ры и со¬кру¬ше¬ния сердечнаго, подвигами чис¬то¬ты и свя¬ты¬ми делами ми¬ло¬сер¬дия. Ег¬да же приблизится час окончания на¬ше¬го, освобождения от уз бреннаго се¬го телесе, не оста¬ви нас, Архангеле Бо¬жий, беззащитных про¬ти¬ву ду¬хов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняеми то¬бою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райс¬ких, иде¬же несть печаль, ни воздыхание, но жизнь без¬ко¬неч¬ная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Гос¬по¬да и Владыки на¬ше¬го, падше со сле¬за¬ми у ног Его, в ра¬дос¬ти и уми¬ле¬нии воскликнем: сла¬ва Те¬бе, дражайший Ис¬ку¬пи¬те¬лю наш, Иже за премногую лю¬бовь Твою к нам, недостойным, бла¬го¬во¬лил еси послати Ан¬ге¬лы Твоя в служение спа¬се¬нию на¬ше¬му! Аминь.
Молебен
О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, селящему на херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством поедет ю в место покойное. О грозный воеводо небесных сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшного и праведного суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящегося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь
Молитва
Архангел Михаил ответственен за множество сфер человеческой жизнедеятельности. Соответственно и молитвы, обращаемые к нему, рознятся, в зависимости от того, о чем хочет попросить верующий.
Молитвы бывают:
- защищающие от врагов и зла;
- каждодневные обращения;
- молитвы, читаемые при болезни.
Грозный воевода сил небесных никогда не оставит без внимания просьбы о помощи, всегда оставаясь на страже добра и порядка.
От врагов и зла
О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.
О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Каждодневная
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя) Защити, Архангеле, нас от всех вра- гов видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мной и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца и сокруши их, яко прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый князь и воевода небесных сил, Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях и печалях, в пустыне и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всяких пре- лести диавольские, егды услышь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам помощь и побори всех противящихся нам силой Честного и животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея Христа ради Юродивого, святого пророка Ильи и всех святых великомучеников, святого мученика Никиты и Евстафия и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших, и всех святых небесных сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помогои нам грещным (имя) и избави нас от труса, потопа, огня, меча и от напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегода и вовеки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от меня духи лукавого, искушающего и томящего мя.
Помощи и от болезней
О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Тропарь
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.
Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры?
Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле – победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви, вождь небесного воинства.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).
Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных после Божественной литургии в Архангельском соборе Кремля.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры, матушки игумении! Всех вас сердечно поздравляю с праздником святого Архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.
Это тот день, когда мы должны задуматься о тех силах, которые воздействуют на человека и на всю вселенную. Богу не было угодно открыть нам природу этих сил. И когда человек думает о горнем, невидимом мире, то он поневоле, ибо не имеет ничего иного, свой опыт, свои образы, свою культуру переносит на этот мир. Именно так появились в воображении людей ангелы, которых изображали в виде молодых юношей с крыльями. И это вполне понятно. А как еще иначе изобразить, если ангелы где-то там, на небесах? Ведь птицы для того, чтобы подняться в небо, машут крыльями, значит, и ангелы крылья имеют. Это человеческие образы, вполне понятные, и каждая эпоха, каждая культура выражает эти невидимые и непостижимые для человека явления на своем культурном языке.
Мы не знаем природу Небесных Сил бесплотных, но мы точно знаем, что они обладают разумом и волей. Знаем также, что не все из них обладают доброй волей. Есть и те, кто противопоставил себя Богу — осознанно и свободно — и стал Божиим противником, сатаной, диаволом — он тоже из того неведомого для нас небесного бесплотного мира.
В сегодняшнем Послании апостола Павла к Евреям (Евр. 2:2-10) мы находим удивительные слова, сказанные об ангельском мире. Бог дал власть этим силам над вселенной — не над землей, не над людьми — над вселенной, над космосом. Что означает эта власть, мы никогда до конца не узнаем. Но какой же колоссальной энергией, какой силой должны обладать эти ангельские воинства, чтобы оказывать влияние на всю вселенную, на весь космос и на человека!
По мере того как наука открывает все новые и новые тайны, у нее расширяются горизонты, и многое, что еще вчера было совершенно невозможно понять, сегодня объясняется научным путем. Но, наверное, и наука никогда не дойдет до постижения того, что есть эта неведомая сила, присутствующая в космосе, хотя многое из того, что открывает сегодня наука, помогает и нам приблизится к пониманию этой огромной энергетической силы, разлитой во всей вселенной.
И этой силе дано особое попечение о людях. А почему? Да потому, что по слову Божиему, которое и мы сегодня слышали за Литургией, человек мало чем умален пред ангелами. Мы не обладаем такой силой воздействия на окружающий мир, у нас нет той мощной энергии, с которой они обращают свое воздействие на то, что их окружает. Но как и они, мы обладаем разумом и свободной волей, которую можем обращать либо к добру, либо ко злу.
Из Предания Церкви мы знаем о том, что именно ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти человеческого тела. И вот сейчас в молитве, только что прочитанной перед иконой Архангела Михаила, мы просили его о том, чтобы он с ангельскими Силами встретил нас после смерти, поддержал, может быть, в той брани, которую темные силы, силы ада готовы обрушить на нашу беззащитную душу после смерти тела. Из слова Божия мы знаем, что Архангел Михаил являлся в особые и судьбоносные моменты человеческой истории. Недаром его почитают в том числе и воины, потому что его вмешательство в человеческую историю всегда было направлено к утверждению мира и правды.
Нам также известно, что на каждого человека влияют эти силы — мы называем их ангелами-хранителями. Но мы знаем о том, что есть и ангел-искуситель. И одна, и другая, и темная, и светлая силы влияют на каждого человека. И сегодня, когда мы прославляем эти светлые Божественные, Богу подчиненные Силы и энергии, мы просим их о помощи нам в нашей человеческой борьбе со злом. И верим, что по милости Божией и по молитвам нашим недостойным, Господь каждого из нас защищает этой положительной энергией, этими добрыми ангелами, способными защитить нас от самых страшных искусительных и губительных воздействий темной диавольской энергии.
Сегодня особый день, который вводит нас в соприкосновение с тайной Божественного замысла об этом мире, в соприкосновение с иным миробытием, помогает понять, что существуют эти реальные точки соприкосновения нашего земного, человеческого, физического бытия с невидимым бытием, с иным миром. Это должно каждому из нас давать чувство защищенности, вселять мысль о присутствии в нашей жизни огромной, неведомой для нас, но реальной опоры в жизни. Вот почему православные христиане, наравне с молитвой к Спасителю, к Божией Матери, обращают свои молитвы и к святым архангелам и ангелам, к неведомым бесплотным духам, которым Бог вручил попечение, в том числе и о каждом из нас.
Молитвами и предстательством святого Архангела Божиего Михаила и всех бесплотных Сил да хранит Господь всю историческую Русь, державу Российскую, народ наш, Церковь нашу, непреодолимую злыми наветами вражьими! Аминь.
Чудеса
Христианские летописи сохранили множество упоминаний о чудесах архангела Михаила, творимых им по воле Господа Бога. Среди наиболее запоминающихся явлений, поражающих своей масштабностью и мощью, выделяют:
- Явление в Хонехе.
- Избавление от чумы в Риме.
- Спасение Сипонта.
- Явление грешнице, которая впоследствии стала святой.
- Спасение отрока близ горы Афон.
- Чудо в Новгороде.
- Общение с Жанной д’Арк.
В Хонех
Согласно приданиям, один из жителей города решил построить на месте источника часовню, посвятив ее архангелу Михаилу, поспособствовавшему скорейшему выздоровлению его дочери. Источник прославился на многие километры вокруг, и к нему приходили как христиане, так и язычники.
К сожалению, зависть человеческая не знает границ. Однажды завистники решили разрушить храм, направив на него речной поток. Они перекрыли основное русло, и гибель часовни была неминуемой. На молитвы настоятеля, содержащие просьбы о спасении, явился сам Михаил и перенаправил речной поток, расколов при этом близлежащую гору на части.
В Риме
На этом чудеса, связанные с архангелом Михаилом, не заканчиваются. И следующее датировано 589 годом нашей эры. В то время в Риме разыгралась сильнейшая чума, которая уносила десятки тысяч невинных человеческих жизней. Ее не могли остановить никакие меры, и людям оставалось только молиться.
По словам римского папы – Григория Великого, во время обхода города с молитвенными песнопениями он заметил фигуру архангела Михаила. Она осенила град крестным знаменем и тотчас исчезла. После этого больные начали необъяснимым образом идти на поправку, и болезнь сошла на нет. В честь этого события в городе построили мавзолей в честь архангела Михаила, который позже назвали храмом Святого Ангела.
Спасение Сипонта
В 630 году город Сипонт подвергся неожиданному нападению язычников, которое грозило стереть его с лица земли. Жителям не оставалось ничего кроме просьб о защите у Всевышнего, так как собственные силы стремительно таяли. На зов откликнулся главнокомандующий Небесного Воинства, который лично посетил местного епископа и предрек скорую победу над агрессором. Исцеляя телесные раны и наполняя душу защитников непоколебимой верой в успех, архангел Михаил переломил ход битвы, успешно отразив нападение.
Жители хотели построить храм в его честь, но он предвидел это желание и сказал, что вблизи уже есть заброшенное место, которое должно стать основой для новой церкви. Действительно, на указанном месте нашли святой источник, рядом с которым и был построен храмовый комплекс.
Грешница, ставшая святой
Порой проявление высших сил не связано с глобальными явлениями, а затрагивает жизнь отдельно взятых людей. К такому случаю относится чудесное преображение известной на всю Италию распутницы Евдокии, славившейся прелестным ликом и необузданным характером.
Она не принимала никаких церковных заветов, живя разгульно и в свое удовольствие. В один из дней юную грешницу привлек приятный мужской голос, читающий молитву неподалеку. Это был архангел Михаил, спустившийся с небес, дабы вразумить блудницу. После этого женщина пригласила к себе священника и попросила обучить азам праведной жизни.
В качестве поощрения архангел забрал Евдокию на небо, показав ей, как живут души праведников, и чего лишаются те, кто проводит свои дни в грехе и разврате. После этого видения женщина посвятила себя служению господу, став знаменитой святой.
Чудо в Новгороде
Не обошел стороной взор архангела и Русскую землю, даровав ей чудо господне в 1240 году. В то время Новгород подвергся атакам ханского войска и практически пал под его напором. Тогда, по словам летописцев, явился архангел Михаил и прогнал язычников, запретив им нападать на городские стены и его жителей.
Жанна д’Арк
Людская молва приписывает Жанне д’Арк возможность слышать голос архангела, который, якобы, направлял ее по нужному пути, давая ценные советы и рекомендации. Некоторые летописи утверждают, что святой лично явился поддержать женщину во время одной из битв, сражаясь на стороне ее воинов.
Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила
С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.
Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».
Как изображают Архангела?
На образах архангел показан, сжимающим острый длинный меч. То – орудие для победы над силами зла, он отсекает страхи и плохие переживания человека. Он защищает людей от обмана, злобы, ограждает от соблазнов. Он – главный защитник для тех, кто соблюдает божьи законы. Имеется одна мощная молитва, написанная на паперти церкви Архистратига Михаила, Чудового монастыря в Кремле, взорванного после октябрьского переворота. Если на протяжении жизни читать каждодневную молитву Михаилу Архангелу, то результатом будет сильнейшая защита:
- от нечистых сил;
- от злобных людей;
- от глазливости и прочих магических манипуляций;
- от соблазна;
- от нежданных нападений и грабежей;
- от трагедий.
Люцифер и Михаил
Архангел Михаил повергает Люцифера, Francesco Maffei
Борьба с Люцифером — символичный момент, так как соединяет в себе аспекты культа Архангела Михаила. Логично что святой (раз его возвели в ранг командира войска Господнего) должен быть победителем Сатаны и всей Тьмы, которая существует в нашем мире. Именно такого освободителя в нем увидели люди.
Основная задача Михаила — борьба с Люцифером, которая не заканчивается поражением второго в самом начале создания вселенной. В начале всех времен Михаил свергнул противника, одолел, а в конце времен поведет всех усопших верующих на Страшный суд. И между двумя этими крайними точками, которые являются началом и концом истории человечества, Архангел Михаил все еще борется с Люцифером ради всего человечества.
Творящий чудеса, защищающий праведников, поражающий злые силы своим праведным мечом Архангел Михаил является хранителем душ усопших и заступником живых. Обращаются к ангелу с молитвой, и получают поддержку одного из самых сильных божественных помощников.
Как отмечать Михайлов день?
Для обычных прихожан этот праздник сейчас не имеет особого значения. Но раньше люди чтили 8 ноября, как особенный день и умели его правильно праздновать.
Целые сутки сопровождались гуляниями, песнями, плясками и иными веселыми мероприятиями, характерными для славян. В каждом доме гостей дружелюбно встречали хозяева с угощениями и подарками. В домах было чисто и убрано, жители малых деревень и городов одевались в праздничные наряды. За столом собиралась вся семья, для людей это был повод провести время вместе.
В Древней Руси угощения готовили из собранного урожая. На столах можно было наблюдать пироги, ватрушки, соления. Атрибутикой любого торжества были хмельные напитки, а так как праздновали день святого, то особой популярностью пользовалось вино.
Гуляние у молодежи затягивалось надолго, не ограничиваясь одним днем. Это связано с последующим наступлением предрождественского поста, в котором нельзя было веселиться.
Гостей, как только они вступят на порог дома, принимались угощать. Главным лакомством был студень. В конце дня по традиции пили чай с пряниками и бубликами.
✔